Руководство по эксплуатации Бульдозера Б10: Органы управления и контроля

3.2. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ

Расположение органов управления представлено на рис. 3.4, 3.5, 3.9.

Назначение органов управления обозначено символами (значения символов даны на

рис. 3.6).

Рис. 3.4. Органы управления дизелем:

1 – педаль управления подачей топлива (деселератор); 3 – рычаг механизма декомпрессора; 7 – рукоятка управления воздушной заслонкой отопителя-вентилятора кабины; 8 – рычаг управления подачей топлива

Органы управления пусковым двигателем:

2 – ручка тяги воздушной заслонки карбюратора; 4 – рычаг муфты сцепления; 5 – рычаг механизма включения; 6 – рычаг переключения редуктора

Органы управления дизелем (рис.3.4)

Рычаг механизма декомпрессора 3. Поворот рычага по часовой стрелке (вправо) до упора (положение «Открыто») обеспечивает приоткрывание впускных клапанов дизеля, уменьшая компрессию в цилиндрах, что облегчает проворачивание коленчатого вала при регулировках и пуске дизеля пусковым двигателем.

При снятии руки с рычага он возвращается в исходное положение.

Рычаг 8 и педаль 1 управления подачей топлива предназначены для изменения частоты вращения коленчатого вала дизеля и его остановки.

Перемещением рычага в крайнее нижнее положение выключается подача топлива (дизель останавливается).

Верхнее положение педали соответствует максимальной частоте вращения.

Нижнее положение педали соответствует работе дизеля на минимальной устойчивой частоте вращения.

Органы управления пусковым двигателем (рис.3.4)

Рычаг механизма включения5 предназначен для ввода в зацепление ведущей шестерни механизма включения пускового двигателя с венцом маховика дизеля при пуске. Для ввода шестерни в зацепление следует переместить рычаг в направлении «на себя», после чего вернуть рычаг в исходное (вертикальное) положение. Шестерня выходит из зацепления автоматически, после достижения дизелем заданной частоты вращения.

Рычаг муфты сцепления 4 предназначен для включения муфты сцепления и торможения ведомого вала муфты при пуске дизеля. Перемещение рычага «на себя» включает муфту. Торможение ведомого вала муфты осуществляется приложением усилия к рычагу в направлении «от себя».

Рычаги муфты сцепления и механизма включения имеют блокировку, препятствующую их одновременному включению.

Рычаг переключения редуктора 6 предназначен для изменения режима редуктора УСКОРЕННО, ЗАМЕДЛЕННО при пуске дизеля. Крайнее переднее положение рычага соответствует ускоренной передаче, перемещением рычага «на себя» включается замедленная передача.

Ручка тяги воздушной заслонки карбюратора 2 предназначена для регулирования подачи воздуха в карбюратор. При перемещении ручки в направлении «на себя» воздушная заслонка закрывается, обеспечивая обогащение рабочей смеси при пуске холодного двигателя.

Ручка крана-отстойника на бензобаке пускового двигателя предназначена для открытия и закрытия крана. При положении ручки «вправо» или «влево» (до упора) кран открыт, при положении ручки «вертикально вниз» кран закрыт.

Органы управления и контроля бульдозера с гидромеханической трансмиссией (рис. 3.5)

Рычаг управления коробкой передач13 предназначен для переключения передач и перемены направления движения бульдозера – вперед или назад. Схема переключения передач приведена рядом (слева) с рычагом. Реверсирование бульдозера в положении включенной передачи переднего хода невозможно, для этого необходимо рычаг управления перевести в нейтральное положение, затем включить задний ход.

Рычаг блокировки15 предназначен для блокировки перемещения рычага управления коробкой передач при включении передач. Рычаг блокировки расположен в нише поста управления.

ВНИМАНИЕ!Рычаг блокировки установить в верхнее положение:

– перед пуском дизеля;

– перед остановкой дизеля;

– при выходе из кабины бульдозера при работающем дизеле

Рычаги управления поворотом (бортовыми фрикционами) 10, 11 и педали тормозов 1, 3 предназначены для выключения бортовых фрикционов и включения тормозов.

При передвижении одного из рычагов назад «на себя» до упора выключается соответствующий бортовой фрикцион, и бульдозер плавно поворачивается в сторону выключенного фрикциона, при последующем нажатии на педаль этого борта происходит крутой поворот бульдозера в ту же сторону.

При стоянках на уклонах бульдозер с неработающим дизелем затормозить, нажав на правую педаль тормоза и зафиксировав ее защелкой.

Рычаг управления передней навесной системой 4 из положения «НЕЙТРАЛЬНОЕ – ЗАПЕРТО» может перемещаться в положение «на себя» до упора – «ПОДЪЕМ»; «от себя» до упора (через нейтральное положение) – «ОПУСКАНИЕ»; дальнейшее передвижение «от себя» – «ПЛАВАЮЩЕЕ».

При перемещении рычага вправо, влево обеспечивается перекос отвала в соответствующую сторону.

Рычаг управления задней навесной системой 8.

Положение рычага и соответствующие ему рабочие позиции аналогичны положениям рычага управления передней навесной системой.

Рис. 3.5. Органы управления, оборудование рабочего места и кабины бульдозера с гидромеханической трансмиссией:

1 – левая педаль тормоза; 2 – защелка стояночного тормоза; 3 – правая педаль тормоза; 4 – рычаг управления передней навесной системой; 5 – блок пуска и контроля; 6 – кронштейн для огнетушителя; 7 – молоток для разбивания стекол; 8 – рычаг управления задней навесной системой; 9 – щиток управления; 10 – правый рычаг управления поворотом; 11 – левый рычаг управления поворотом; 12 – кожух для размещения футляра аптечки; 13 – рычаг управления коробкой передач; 14 – замок отсека АКБ; 15 – рычаг блокировки; А – схема переключения передач; органы регулирования сиденья: В – ручка перемещения вперед–назад; С – указатель нагрузки; D – ручка регулирования нагрузки; Е – ручка регулирования высоты

Рис.3.6. Символы назначения органов управления и контроля:

1 – включено (пуск)

2 – «масса»

3 – замок-выключатель стартера

4 – магнето

5 – электроприбор (амперметр, вольтметр)

6 – вентилятор кабины

7 – стеклоочиститель переднего стекла (верхний)

8 – стеклоочиститель переднего стекла (нижний)

9 – стеклоочиститель заднего стекла

10 – звуковой сигнал

11 – освещение кабины

12 – освещение приборов

13 – дальний свет (передние фары капота)

14 – дальний свет (задние фары)

15 – рабочая фара

16 – сигнализация транспортных средств (спецтранспорт)

17 – уровень топлива

18 – фильтр гидросистемы

19 – мотосчетчик

20 – подогрев двигателя факельный (ЭФУ)

21 – двигатель – обороты

22 – наличие масла в двигателе

23 – давление масла в двигателе

24 – температура охлаждающей жидкости

25 – воздушный фильтр

26 – масляный фильтр двигателя

27 – засоренность масляного фильтра в трансмиссии

28 – давление масла в трансмиссии

29 – давление масла в системе управления трансмиссией

30 – давление масла в КП

31 – давление масла в ГМТ

32 – давление масла в ГМТ на выходе

33 – температура масла в ГМТ

34 – температура масла в ГТР

35 – блокировка КП – закрыто

36 – блокировка КП – открыто

37 – стартерный привод (механизм включения – включено)

38 – стартерный привод (механизм включения – выключено)

39 – воздушная заслонка – открыто

40 – воздушная заслонка – закрыто

41 – муфта сцепления пускового двигателя – включено

42 – муфта сцепления пускового двигателя – выключено

43 – механизм декомпрессора – закрыто

44 – механизм декомпрессора – открыто

45 – стояночный тормоз

46 – быстрее (редуктор пускового двигателя – ускоренная передача)

47 – медленнее (редуктор пускового двигателя – замедленная передача)

48 – направление перемещения рычага управления (точка – нейтральное положение)

49 – нейтраль

50 – движение вперед

51 – движение назад

52 – движение влево

53 – движение вправо

54 – отвал бульдозера – плавающее положение

55 – отвал бульдозера – подъем

56 – отвал бульдозера – опускание

57 – отвал бульдозера – перекос влево

58 – отвал бульдозера – перекос вправо

59 – рыхлитель – плавающее положение

60 – рыхлитель – подъем

61 – рыхлитель – опускание

62 – задняя навеска – плавающее положение

63 – задняя навеска – подъем

64 – задняя навеска – опускание

65 – ВНИМАНИЕ, аварийное состояние

66 – работать в защитных наушниках

Блок пуска и контроля 5 предназначен с помощью сосредоточенных на нем выключателей, аналоговых и дискретных приборов для осуществления пуска дизеля и контроля нормальной работы бульдозера. Состоит из щитков приборов 4 и пуска 14 (рис.3.7).

На щитке приборов расположены:

– указатель напряжения 5 в электросети бульдозера. Нормальное напряжение не ниже 26 В. При максимальной частоте вращения коленчатого вала дизеля стрелка указателя должна находиться в зеленом секторе шкалы прибора;

– приемник указателя температуры охлаждающей жидкости 1 предназначен для контроля температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения дизеля. Нормальная рабочая температура от 65 до 85 °С, максимально допустимая 100 °С – в течение не более 10 мин;

– приемник указателя давления масла 2 предназначен для контроля давления масла в системе смазки дизеля. Нормальное давление от 0,3 до 0,5 МПа (от 3 до 5 кгс/см²);

– приемник указателя температуры масла 7 предназначен для контроля температуры масла в гидротрансформаторе. Нормальная рабочая температура масла от плюс 40 до плюс 100 °С. Допускается кратковременное, – до 10 мин, повышение температуры масла до 110 °С;

– приемник указателя уровня топлива 6 предназначен для контроля уровня топлива в топливном баке;

– контрольная лампа сигнализатора аварийного давления 3, ее загорание указывает на падение давления в системе смазки дизеля (перед ТКР) ниже допустимого;

– фонари (рубинового цвета) контрольных ламп сигнализаторов аварийного давления 18, 9, 8, загорание их указывает на падение давления ниже допустимого соответственно в системе смазки коробки передач (КП), системе управления КП и на выходе из гидротрансформатора.

Загорание ламп на режимах малых и средних оборотов дизеля при прогретой, до рабочего диапазона температур масла, трансмиссии не является браковочным признаком, если при повышении оборотов дизеля лампы гаснут.

Нормальное давление в системе смазки коробки передач (КП) от 0,11 до 0,15 МПа (от 1,1 до 1,5 кгс/см²), в системе управления КП от 2,2 до 2,5 МПа (от 22 до 25 кгс/см²), на выходе из гидротрансформатора от 0,25 до 0,28 МПа (от 2,5 до 2,8 кгс/см²);

– фонарь (рубинового цвета) контрольной ламы сигнализатора засоренности фильтра гидросистемы навесного оборудования 25, загорание указывает на засоренность фильтра;

– фонарь (рубинового цвета) контрольной лампы сигнализатора засоренности воздушного фильтра дизеля 24, загорание указывает на засоренность воздушного фильтра;

– фонарь (рубинового цвета) контрольной лампы сигнализатора засоренности масляного фильтра дизеля 23, загорание указывает на засоренность масляного фильтра.

Рис. 3.7. Блок пуска и контроля бульдозеров с гидромеханической трансмиссией:

1 – приемник указателя температуры охлаждающей жидкости дизеля; 2 – приемник указателя давления масла в системе смазки дизеля; 3 – контрольная лампа сигнализатора ав0арийного давления в системе смазки дизеля; 4 – щиток приборов; 5 – указатель напряжения; 6 – приемник указателя уровня топлива; 7 – приемник указателя температуры масла в гидротрансформаторе; 8 – фонарь контрольной лампы сигнализатора аварийного давления в гидротрансформаторе на выходе (рубиновый); 9 – фонарь контрольной лампы сигнализатора аварийного давления в системе управления КП (рубиновый); 10 – выключатель МЗН*; 11 – выключатель магнето*; 12 – подсветка щитка приборов*, выключатель фар капота; 13 – блок предохранителей; 14 – щиток пуска; 15 – выключатель аккумуляторных батарей («массы»); 16 – выключатель звуковых сигналов; 17 – замок-включатель стартера*; 18 – фонарь контрольной лампы сигнализатора аварийного давления в системе смазки коробки передач (рубиновый); 19 – фонарь контрольной лампы, указывающий готовность системы ЭФУ к пуску дизеля (зеленый); 20 – подсветка щитка приборов; 21 – выключатель электрофакельного устройства (ЭФУ); 22 – замок-включатель стартера и МЗН; 23 – фонарь контрольной лампы сигнализатора засоренности масляного фильтра дизеля (рубиновый); 24 – фонарь контрольной лампы сигнализатора засоренности воздушного фильтра дизеля (рубиновый); 25 – фонарь контрольной лампы сигнализатора засоренности фильтра гидросистемы навесного оборудования (рубиновый)

__________________

* Для бульдозеров с пусковым двигателем

На щитке пуска установлены выключатель аккумуляторных батарей («массы») 15 , выключатель звуковых сигналов 16 , выключатель фар капота 12, выключатель подсветки щитка приборов 20 :

– для бульдозеров с электростартерной системой пуска – замок-включатель стартера и маслозакачивающего насоса (М3Н) 22 , выключатель электрофакельного устройства (ЭФУ) 21 , фонарь (зеленого цвета) контрольной лампы 19, указывающей (готовность ЭФУ к пуску дизеля);

– для бульдозеров с пусковым двигателем – выключатель маслозакачивающего насоса 10 , выключатель магнето 11 , замок-включатель стартера 17.

Внутри корпуса блока пуска и контроля установлены предохранители, коммунатационное электрооборудование.

Рис. 3.8. Щиток управления:

1 – блок предохранителей; 2 – выключатель передних фар; 3 – выключатель проблескового маяка; 4 – выключатель задних фар; 5 – выключатель стеклоочистителя заднего стекла; 6 – выключатель стеклоочистителя переднего стекла (верхнего); 7 – выключатель стеклоомывателя*; 8 – выключатель стеклоочистителя переднего стекла (нижнего); 9 – выключатель освещения кабины (плафон); 10, 11 – выключатель вентилятора-отопителя (1-ая скорость медленно, 2-ая скорость быстрее); 12 – свободный; 13 – счетчик времени наработки (может быть установлен на блоке пуска и контроля)

----------------------------------------------------------------

* Может быть установлен при установке стеклоомывателя переднего стекла по требованию потребителя

Щиток управления9 (рис.3.5) предназначен, с помощью сосредоточенных на нем выключателей, включать или выключать различные потребители электроэнергии. На щитке (рис. 3.8) расположены: счетчик времени наработки 13 , блок предохранителей 1, выключатель стеклоомывателя 7 , два блока клавишных выключателей, предназначенных для включения передних фар 2 и задних фар 4 , плафона 9 освещения кабины, вентилятора-отопителя 10, 11 , стеклоочистителей 5, 6, 8 , проблескового маяка 3 .

Назначение приборов, ламп, выключателей на щитках обозначено символами (рис. 3.6).

Органы управления и контроля бульдозера с механической трансмиссией

(рис. 3.9)

Рычаги управления коробкой передач 6, 20 предназначены для переключения передач и перемены направления движения бульдозера – вперед или назад. Рычагом 6 включается одна из выбранных передач. Рычагом 20 включается нормальный или ускоренный диапазон передач переднего хода, или задний ход. Включенные положения рычагов фиксируются устройством, связанным с педалью муфты сцепления бульдозера. Ни один из рычагов нельзя переключить, если не выключена муфта сцепления.

Рычаг 20 сблокирован с выключателем магнето и при пуске пускового двигателя должен находиться в нейтральном положении, иначе пуск пускового двигателя невозможен.

Перед остановкой дизеля рычаги управления коробкой передач необходимо установить в нейтральное положение.

Схема переключения передач дана на рис. 3.10.

Педаль муфты сцепления 10 предназначена для выключения муфты сцепления при переключении (включении) передач, диапазонов и изменении направления движения. Для выключения муфты сцепления педаль следует нажать и переместить вперед.

Муфта сцепления легко выключается при работающем дизеле благодаря устройству гидросервирования, облегчающему выключение. При неработающем дизеле выключение муфты сцепления затруднено, и для облегчения выключения муфты в оси педали предусмотрено отверстие для установки ломика.

Рис. 3.9. Органы управления, оборудование рабочего места и кабины бульдозера с механической трансмиссией:

1 – педаль управления подачей топлива (деселератор); 2 – розетка для подключения освещения и сигнализации прицепных орудий; 3 – сигнал низкого тона; 4 – защелка фиксации двери кабины в открытом положении; 5 – защелка стояночного тормоза; 6 – рычаг переключения передач; 7 – фиксатор педали; 8 – масленка для смазки подшипника включения муфты сцепления; 9 – указатель ВМТ; 10 – педаль муфты сцепления; 11 – рычаг механизма декомпрессора; 12 – щиток приборов; 13 – стеклоочиститель; 14 – шторка; 15 – рукоятка управления воздушной заслонкой отопителя-вентилятора кабины; 16 – зеркало; 17 – рычаг управления подачей топлива; 18 – педаль тормоза; 19 – рычаг управления поворотом; 20 – рычаг переключения заднего хода и диапазонов переднего хода коробки передач; 21 – щиток управления; 22 – молоток для разбивания стекол; 23 – рычаг управления перекосом отвала; 24 – рычаг управления задней навесной системой; 25 – рычаг управления передней навесной системой; 26 – кронштейн крепления термоса (на левой стороне – кронштейн для огнетушителя); 27 – удлиненная рукоятка (В – размер 100 мм – зона контакта руки при работе); 28 – фара; 29 – крышка заливной горловины топливного бака; 30 – кожух для размещения футляра аптечки; 31 – батарея аккумуляторная; 32 – розетка штепсельная подключения переносной лампы; 33 – выключатель «массы»; 34 * – рычаг муфты сцепления пускового двигателя; 35 * – рычаг механизма включения пускового двигателя; 36 * – ручка тяги воздушной заслонки карбюратора; 37* – рычаг переключения редуктора пускового двигателя

__________________________

* Для бульдозеров с пусковым двигателем

Рычаг управления поворотом 19 предназначен для управления бортовыми фрикционами и тормозами.

При перемещении рычага вдоль продольной оси бульдозера работает привод управления тормозами, а поперек – привод сервомеханизма управления бортовыми фрикционами.

Передвижением рычага в сторону поворота до упора выключается бортовой фрикцион соответствующего борта. Дальнейшее перемещение рычага назад «на себя» до упора приводит к остановке гусеницы, при этом происходит крутой поворот.

После окончания торможения рычаг отпустить. Под действием пружины он вернется в нейтральное положение. Тормоз выключится, а бортовые фрикционы включатся.

Схема перемещения рычага управления поворотом показана на рис. 3.11.

Рис. 3.10. Схема переключения передач:

А – положения рычага переключения передач; В – положения рычага переключения заднего хода и диапазонов переднего хода коробки передач; N – нейтральное положение; 1 – ускоренный диапазон; 2 – нормальный диапазон; 3 – задний ход; I, II, III, IV – передачи

Рис. 3.11. Схема перемещения рычага управления поворотом:

1 – нейтральное положение; 2 – включен стояночный тормоз; 3 – выключен правый бортовой фрикцион; 4 – включен правый тормоз; 5 – выключен левый бортовой фрикцион; 6 – включен левый тормоз

При заглушенном дизеле на подъемах (уклонах) бульдозер затормозить включением стояночного тормоза: передвинуть рычаг назад «на себя» и зафиксировать защелкой.

Торможение бульдозера производится без отключения бортовых фрикционов передвижением рычага «на себя» или педалью 18 тормоза – «от себя».

знаквнимВНИМАНИЕ!Для уменьшения вибрационных нагрузок на оператора при длительной работе рекомендуется заменить рукоятку рычага управления поворотом на удлиненную рукоятку, находящуюся в ЗИПе. Загнутый конец удлиненной рукоятки должен быть обращен вперед (в сторону щитка приборов).

Рабочая зона положения руки оператора находится на участке В (рис. 3.9) – около 100 мм от нижнего торца удлиненной рукоятки.

Рычаг управления передней навесной системой 25 из положения «НЕЙТРАЛЬНОЕ – ЗАПЕРТО» может перемещаться в положение «на себя» до упора – «ПОДЪЕМ»; «от себя» до упора (через нейтральное положение) – «ОПУСКАНИЕ»; дальнейшее передвижение «от себя» – «ПЛАВАЮЩЕЕ».

Рычаг управления перекосом отвала23 .

При перемещении «на себя» обеспечивается левый перекос отвала, при перемещении «от себя» – правый.

Рычаг управления задней навесной системой 24.

Положение рычага и соответствующие ему рабочие позиции аналогичны положениям рычага управления передней навесной системой.

Щиток приборов 12 предназначен с помощью установленных на нем приборов контролировать нормальную работу бульдозера. На щитке приборов (рис. 3.12) расположены:

– указатель напряжения 1 в электросети бульдозера. Нормальное напряжение не ниже 26 В;

– приемник указателя давления масла 3 предназначен для контроля давления масла в системе смазки дизеля. Нормальное давление от 0,3 до 0,5 МПа (от 3 до 5 кгс/см²);

– приемник указателя температуры охлаждающей жидкости 5 предназначен для контроля температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения дизеля. Нормальная рабочая температура охлаждающей жидкости от плюс 65 до плюс 85 °С, максимально допустимая 100 °С – в течение не более 10 мин;

Рис. 3.12. Щиток приборов бульдозера с механической трансмиссией:

1 – указатель напряжения; 2 – фонарь контрольной лампы сигнализатора засоренности воздушного фильтра дизеля (рубиновый); 3 – приемник указателя давления масла в системе смазки дизеля; 4 – фонарь контрольной лампы сигнализатора аварийного давления в системе смазки коробки передач (рубиновый); 5 – приемник указателя температуры охлаждающей жидкости дизеля; 6 – приемник указателя уровня топлива; 7 – фонарь контрольной лампы сигнализатора засоренности масляного фильтра дизеля (рубиновый); 8 – замок-включатель стартера и МЗН; замок-включатель стартера*; 9,10 – свободный; 11 – кнопка сигналов; 12 – выключатель подсветки щитка приборов; 13 – фонарь контрольной лампы сигнализатора засоренности фильтра гидросистемы навесного оборудования (рубиновый); 14 – выключатель фар капота; 15 – выключатель электрофакельного устройства (ЭФУ); выключатель МЗН*; 16 – фонарь контрольной лампы, указывающий готовность системы ЭФУ к пуску дизеля (зеленый); 17 – выключатель магнето*; 18 – контрольная лампа сигнализатора аварийного давления в системе смазки дизеля

-----------------------------------------------------------------------------------

* Для бульдозеров с пусковым двигателем

– фонарь (рубинового цвета) контрольной лампы сигнализатора засоренности фильтра гидросистемы навесного оборудования 13, загорание указывает на засоренность фильтра;

– кнопка сигналов 11 ;

– фонарь (рубинового цвета) контрольной лампы сигнализатора аварийного давления 4, загорание указывает на падение давления в системе смазки коробки передач ниже допустимого;

– контрольная лампа сигнализатора аварийного давления 18, ее загорание указывает на падение давления в системе смазки дизеля (перед ТКР) ниже допустимого;

– фонарь (рубинового цвета) контрольной лампы сигнализатора засоренности воздушного фильтра дизеля 2, загорание указывает на засоренность воздушного фильтра;

– фонарь (рубинового цвета) контрольной лампы сигнализатора засоренности масляного фильтра дизеля 7, загорание указывает на засоренность масляного фильтра;

– фонарь (зеленого цвета) контрольной лампы, указывающий готовность электрофакельного устройства (ЭФУ) к пуску дизеля 16 ;

– замок-включатель стартера и маслозакачивающего насоса 8, для бульдозера с пусковым двигателем – замок-включатель стартера;

– выключатель электрофакельного устройства (ЭФУ) 15, для бульдозера с пусковым двигателем – выключатель МЗН;

– блок клавишных выключателей с выключателями подсветки щитка приборов 12 , фар капота 14 ,для бульдозера с пусковым двигателем – выключателем магнето 17 .

Назначение приборов, ламп, выключателей на щитке указано символами (рис. 3.6).

Внутри корпуса щитка приборов установлены предохранители, коммутационное электрооборудование. Доступ внутрь корпуса осуществляется снизу через крышку.