Руководство по эксплуатации Бульдозера Б10: Трансмиссия

8.2.4. Трансмиссия

""
Неисправность, внешнее проявление и причина Способ устранения Инструмент и принадлежности
Гидромеханическая трансмиссия
Перегрев ГМТ
На указателе температуры удерживается температура
выше 100 °С
1. Воздух в гидросистеме:
воздух поступает через слабо затянутые соединения труб; Подтянуть соединения Ключ гаечный 12×13
низкий уровень масла Долить масло Воронка, ключ гаечный 41×46
Низкое давление масла в системе питания гидротрансформатора
Загорается контрольная лампа минимального давления в ГТР
1. Завис в открытом положении клапан регулирования давления масла на входе или выходе из гидротрансформатора Промыть клапан выхода из ГТР: Ключи гаечные 12×14, 17×19
– снять левый полик в кабине;
– снять клапан выхода из ГТР, разобрать, промыть, установить на место;
– вывернуть датчик аварийного давления на выходе из ГТР;
– ввернуть в посадочное место датчика штуцер с рукавом высокого давления и манометром;
– запустить дизель и проверить давление настройки клапана, при необходимости его отрегулировать, на давление от 0,22 до 0,28 МПа, изменив количество шайб с обеспечением размера 6 мм max.
В случае неустранения дефекта промыть клапан входа в ГТР (входит в состав клапанов системы управления КП):
– снять сиденье, открыть левый отсек аккумуляторных батарей;
– отсоединить тяги и рычаги управления КП, находящиеся над крышкой;
– снять крышку;
– снять блок клапанов;
– промыть клапан входа в ГТР, установленный в плите;
– установить демонтированные узлы на место;
– проверить давление на выходе из ГТР (см. выше)
2. Слабая или неисправная пружина клапана регулирования давления масла на входе или выходе из гидротрансформатора Заменить пружину (последовательность операций аналогична изложенным в предыдущем п. 1) Ключи гаечные 12×14, 17×19
3. Неисправен основной масляный насос НШ-50А-3 Снять левую панель площадки в кабине, снять защиту трансмиссии под ГТР. Заменить насос, отсоединив его от корпуса подшипника, трассы всасывания, трассы нагнетания. При установке нового насоса обратить внимание на правильность установки шлицевых муфт. Установить демонтированные узлы на место Ключи гаечные 12×14, 17×19
Повышение уровня масла в гидротрансформаторе, течь масла из сапуна гидротрансформатора
1. Засорился заборник откачивающего насоса Снять защиту трансмиссии под ГТР, слить масло из ГТР, снять поддон. Прочистить заборник откачивающего насоса, установить демонтированные узлы на место Ключ гаечный 17×19
2. Неисправен откачивающий насос Снять защиту трансмиссии под ГТР, слить масло из ГТР, снять корпус откачивающего насоса с установленным в нем насосом. Заменить откачивающий насос, установить демонтированные узлы на место Ключ гаечный 17×19
3. Неисправны уплотнения тора гидротрансформатора Снять кабину, защиту трансмиссии под ГТР, слить масло из трансмиссии, снять кардан, гидротрансформатор. Ключи гаечные 12×14, 17×19
Перебрать ГТР и, при необходимости, заменить уплотнения.
Установить демонтированные узлы на место
4. Неисправно уплотнение основного насоса Заменить уплотнение или насос (последовательность операций аналогична операциям по замене основного масляного насоса НШ-50А-3) Ключи гаечные 12×14, 17×19
Шум в гидротрансформаторе
1. Поломка подшипников или шестерен привода насосов Снять кабину, защиту трансмиссии под ГТР, кардан, гидротрансформатор. Перебрать ГТР с заменой подшипников и шестерен привода насосов. Установить демонтированные узлы на место Ключи гаечные 12×14, 17×19
Низкое давление масла в
системе управления коробки
передач
Загораются контрольные лампы минимального давления в КП, в гидросистеме управления КП
1. Низкий уровень масла Долить масло Воронка, ключи гаечные 12×14, 17×19
2. Не работает основной масляный насос Заменить насос
3. Неисправен блок клапанов – Снять левую панель площадки в кабине и сиденье; Ключи гаечные 12×14, 17×19; пассатижи
– отсоединить тяги и рычаги управления КП, находящиеся над крышкой;
– снять крышку;
– снять блок клапанов;
– перебрать и промыть блок клапанов, при необходимости заменить пружину, установив то же количество шайб;
– установить демонтированные узлы на место.
Проверить давление в системе управления КП:
– вывернуть датчик аварийного давления на крышке фильтра ГТР;
– ввернуть в посадочное место датчика штуцер с рукавом высокого давления и манометром;
– запустить дизель и проверить давление в системе от 2,2 до 2,5 МПа, при необходимости отрегулировать, изменив количество шайб с обеспечением размера 4,5 мм max;
– ввернуть датчик аварийного давления
4. Неполное прилегание торца трубы фильтра к торцу нижнего корпуса фильтра ГТР – Снять левую панель площадки в кабине; Ключи гаечные 12×14, 17×19; пассатижи
– снять крышку фильтра ГТР;
– проверить уровень масла внутри корпуса фильтра через 5–10 мин после остановки дизеля. Если уровень масла заметно снижается, необходимо добиться плотного прилегания торца трубы фильтра к торцу нижнего корпуса фильтра легким постукиванием по торцу трубы фильтра. При этом проверить отсутствие посторонних частиц между торцами;
– установить крышку фильтра ГТР;
– проверить давление в системе управления КП (см. выше)
5. Трактор движется при нейтральном положении рычага КП или работает только на переднем или заднем ходу – Снять левую панель площадки в кабине, сиденье, открыть левый отсек аккумуляторных батарей; Ключи гаечные 12×14, 17×19; пассатижи
– отсоединить тяги и рычаги управления КП, находящиеся над крышкой;
– снять крышку;
– отрегулировать положение золотников так, чтобы торцы золотников реверса, передач и предохранительного клапана находились заподлицо с торцами корпусов золотников (рис. 8.14);
– отрегулировать тяги, см.
п. 8.3.3 (рис. 8.15, 8.16);
– установить демонтированные узлы на место
6. Трактор не обеспечивает тяговое усилие на переднем или заднем ходу или на одной из передач – Снять кабину; Ключи гаечные 12×14, 17×19; пассатижи
– снять кардан;
– снять и разобрать КП;
– проверить состояние уплотнений поршней бустеров, направлений и передач, промыть;
– проверить состояние резинотехнических изделий, при необходимости заменить;
– установить демонтированные узлы на место
Резкое переключение передач
1. Неисправен блок клапанов См. неисправность «Низкое давление масла в системе управления коробки передач», п. 3 Ключи гаечные 12×14, 17×19; пассатижи
Невозвращение рычага переключения передач в нейтральное положение Проверить давление в системе управления КП. Отрегулировать тяги, см. п.8.3.3 (рис. 8.15, 8.16) Ключи гаечные 12×14, 17×19; пассатижи
Трактор не работает ни на одной передаче или работает только на одной передаче Ключи гаечные 12×14, 17×19; пассатижи
1. Разрегулировались тяги управления переключением передач Проверить регулировку и отрегулировать положение золотников, см. п.8.3.3 (рис. 8.14) Ключи гаечные 12×14, 17×19; пассатижи
2. Изношены диски соответствующих тормозов – Снять кабину, защиту трансмиссии, кардан; Ключи гаечные 12×14, 17×19; пассатижи
– слить масло из трансмиссии;
– снять КП;
– перебрать КП с проверкой и заменой дисков;
– установить демонтированные узлы на место
При отпущенном рычаге механизма управления поворотом бульдозер уводит в сторону
1. Нет свободного хода рычага механизма управления поворотом Отрегулировать, см. «Регулирование механизма управления поворотом» (рис. 8.17, 8.18) Ключи гаечные 17×19, 22×24, 27×30, 32×36, пассатижи, линейка
Бортовые фрикционы не выключаются (бульдозер плавно не поворачивает)
1. Увеличенный свободный ход рычага механизма управления поворотом Отрегулировать, см. п. 8.3.4 Если регулированием неисправность не устраняется, проверить степень износа деталей механизма поворота и, при необходимости, заменить их Ключи гаечные 17×19, 22×24, 27×30, 32×36, пассатижи, линейка
Бортовые фрикционы пробуксовывают (бульдозер самопроизвольно поворачивает)
1. Замаслены фрикционные диски Промыть, см. подраздел 7.7 Ключ трещоточный, ключ с присоединительным квадратом, головки сменные 14, 19, головка специальная 19, емкость
2. Толщина пакета дисков бортового фрикциона меньше, чем 89 мм Восстановить толщину пакета дисков до 95–100 мм, добавив несколько ведущих дисков со стороны нажимной тарелки бортового фрикциона
3. Нет свободного хода рычага механизма управления поворотом Отрегулировать см. п. 8.3.4 Ключи гаечные 17×19, 22×24, 27×30, 32×36, пассатижи, линейка
4. Заедание вертикальных валиков управления бортовыми фрикционами Устранить причину заедания
Повышенный шум конических шестерен главной передачи Проверить правильность регулировки осевого зазора вала большой конической шестерни (см.
п. 8.3.3). Если дефект не устраняется, проверить правильность регулировки размера (83,9 ± 1) от торца конической шестерни до привалочной плоскости коробки передач (перед проверкой необходимо сдвинуть вал до упора внутрь коробки передач). Размер регулировать изменением количества прокладок под фланцем корпуса подшипников нижнего вала коробки передач. Изношенную пару заменить (замена только одной из конических шестерен не допускается)
(рис. 8.18, 8.19)
Тормоза не включаются или не обеспечивают крутого поворота бульдозера
1. Замаслены тормозные накладки Промыть отделения бортовых фрикционов, не выключая фрикционы, см. подраздел 7.7 Ключ трещоточный, ключ с присоединительным квадратом, головки сменные 14,19, ключ гаечный 17×19, емкость
2. Неправильно отрегулированы тормоза Отрегулировать. См. п. 8.3.3 Ключи гаечные 12×14, 17×19, 22×24, 32×36
Повышенный нагрев тормозных лент и наружного барабана
1. Неправильно отрегулированы тормоза См. неисправность «Тормоза не включаются...»
2. Установлена коробленая тормозная лента Заменить ленту Ключи гаечные 12×14, 17×19, 22×24, 32×36
3. Увеличенный свободный ход рычага механизма управления поворотом (неполное выключение бортового фрикциона при крутом повороте бульдозера) См. неисправность «Бортовые фрикционы не выключаются» Гаечные ключи 12×14, 17×19, 32х36, пассатижи, линейка
Подтекание масла через уплотнения бортовых редукторов
1. Дефекты, срезы, разрывы резиновых колец Заменить резиновые кольца годными
2. Дефекты, разрывы манжет уплотнений Заменить манжеты
3. Изношены уплотнения Притереть диски уплотнений
Механическая трансмиссия
Не включается передача при выключенной муфте сцепления, не передвигается рычаг управления Проверить регулировку блокировочного механизма и при необходимости отрегулировать его при включенной муфте сцепления, см. п. 8.3.4 Гаечные ключи 12×14, 17×19, 32×36, пассатижи, линейка
Самопроизвольно выключается передача во время работы под нагрузкой Проверить регулировку блокировочного механизма и, при необходимости, отрегулировать. Если после регулирования неисправность не устраняется, проверить
правильность регулировки зазора 0,3*1,2мм мм между торцами валиков механизмов переключения передач и крышками при включенных передачах – неполное включение передач. Отрегулировать зазор, проверить размер (29 ± 1) мм между торцом валиков механизмов переключения и торцом малой бобышки при нейтральном положении рычагов – неполное выключение передач (рис. 9.31). Проверить правильность установки и крепления вилок на валиках переключения передач, при этом в нейтральном положении валиков переключения передач муфты переключения передач должны быть выставлены на (по) размеры: (21,5 ± 0,8) мм для верхнего вала (27,5 ± 0,8) мм и (21,5 ± 0,8) мм для нижнего вала (рис. 9.30)
Возможные причины выключения передач
1. Износ торцов и рабочей поверхности зубьев муфт и шестерен Заменить изношенные детали
2. Ослаблены пружины фиксаторов Заменить ослабленные пружины
3. Значительный износ вилок и пазов муфт переключения, валиков переключения передач Заменить изношенные детали
Затруднено переключение передач
1. Неполное выключение муфты сцепления Отрегулировать муфту сцепления и привод управления муфтой, см. п. 8.3.4 Ключ трещоточный, удлинитель 125 мм, головки сменные 14, 17, ключ гаечный 32×36, пассатижи, линейка
2. Замаслился диск тормозка Промыть диск через открытый люк кожуха при включенном сцеплении, см. подраздел 7.7
3. Значительный износ вилок, муфт или валиков переключения передач Заменить изношенные детали
4. Заедание валиков переключения передач Устранить заедание валиков
5. Не отрегулирован блокировочный механизм Отрегулировать, см. п. 8.3.4 Ключи гаечные 12×14, 17×19, 32×36, пассатижи, линейка
Перегревается масло в коробке передач
1. Грязное масло в системе или его уровень отличается от требуемого Проверить уровень масла в коробке передач. Уровень должен быть между метками «В» и «Н» нижней части унифици­рованной масломерной линейки. Если в системе грязное масло, заменить его. Перед заливкой чистого масла очистить маслоприемник масляного насоса, магнитную пробку и промыть фильтр Ключ гаечный 50: ключ с присоединительным квадратом, головка сменная 32, ключ гаечный 22×24, деревянный скребок
2. В летний период эксплуатации не включен радиатор охлаждения масла трансмиссии Проверить положение ЗИМА–ЛЕТО (положение упора и болта на рис. 7.6). При необходимости, включить радиатор в работу
3. Перекрыт один или несколько каналов подвода смазки к деталям коробки передач Проверить отсутствие перекрытых каналов подвода смазки
Одновременное включение двух передач (при включении передачи дизель глохнет)
1. Смещение или изгиб вилок Проверить и устранить неисправность
2. Отсутствие шарика в механизме блокировки Восстановить работу механизма блокировки установкой шарика
3. Заедание шестерен на втулках Снять механизм переключения, выключить бортовые фрикционы, затянув до отказа шаровые гайки тяг. Через люки проверить свободное вращение шестерен. Если шестерня вращается вместе с валом – перебрать коробку передач
Возможные причины заедания шестерен
1. Перекрыто или забито отверстие подвода смазки в штуцерах Устранить обнаруженные неисправности
2. Вывернулся штуцер подвода смазки к нижнему валу
3. Поврежден хомут подвода смазки к верхнему валу
4. Засорен фильтр системы смазки и сетка маслоприемника
5. Не работает насос системы смазки
Нет давления масла в системе смазки
Возможные причины отсутствия давления в системе смазки
1. Не работает насос Заменить насос
2. Не затянуты болты фланца маслозаборника Затянуть болты
3. Недостаточен уровень масла в системе смазки трансмиссии Проверить уровень масла.
Уровень должен быть между метками «В» и «Н» нижней части унифицированной масломерной линейки
4. В системе смазки залито масло не по сезону Залить масло пригодное к эксплуатации см. «Таблицу смазки» Ключ гаечный 50, ключ с присоединительным квадратом, головка сменная 32, воронка, емкость
5. Не исправен датчик давления – на щитке приборов не загорается сигнальная лампа при работающем дизеле и включенной муфте сцепления Проверить работу датчика давления
Подтекание масла из коробки передач
1. Большой уровень масла См. неисправность «Возможные причины отсутствия давления в системе смазки»
2. Повреждены прокладки Заменить поврежденные прокладки, зачистить забоины на привалочных плоскостях
3. Не затянуты болты крепления Затянуть болты
4. Поврежден корпус коробки передач Заменить корпус
Муфта сцепления пробуксовывает
1. Замаслены фрикционные накладки Промыть накладки Ключ трещоточный, удлинитель 125 мм, головки сменные 14, 17, головка специальная 19, емкость
см. подраздел 7.7
2. Не отрегулирована муфта сцепления Отрегулировать, см. п. 8.3.4 Ключ трещоточный, удлинитель 125 мм, головки сменные 14, 17, ключ гаечный 32×36, пассатижи, линейка
3. Не отрегулирован свободный ход штока сервомеханизма и зазор между нажимным рычагом и штоком сервомеханизма Отрегулировать, см. п. 8.3.4 Ключи гаечные 17×19, 22×24, 27×30, пассатижи, линейка
Муфта сцепления не выключается или педаль выжимается с большим усилием
1. Недостаточно рабочей жидкости в гидробаке Долить до нормы. Уровень рабочей жидкости должен быть не выше оси верхнего смотрового окна при малой частоте вращения дизеля Ключ гаечный 50, воронка
2. Не работает насос Отремонтировать или заменить насос
3. Не работает сервомеханизм Проверить давление в рабочей полости сервомеханизма и при необходимости отрегулировать, см. п. 9.4. Если после регулирования неисправность не устраняется, заменить сервомеханизм
4. Неправильно отрегулирован ход штока сервомеханизма См. неисправность «Муфта сцепления пробуксовывает»
5. Воздух в гидросистеме управления Устранить причину подсоса
воздуха
Муфта сцепления не включается, педаль не возвращается в исходное положение или возвращается вяло
1. Не работает сервомеханизм Проверить давление в рабочей полости сервомеханизма и, при необходимости, отрегулировать, см. п. 8.3.4
2. Заедание муфты выключения, рычагов привода управления муфтой, штока и поршня сервомеханизма Устранить причину заедания
Повышенная вибрация механизма выключения муфты сцепления
1. Износ отверстия в ползуне 20 (рис. 9.28) муфты сцепления Снять муфту сцепления, установить муфту выключения так, чтобы палец на фланце 2 входил в неизношенное отверстие ползуна
Рычаг механизма управления поворотом передвигается с большим усилием
1. Не работает сервомеханизм Устранить неисправность или заменить сервомеханизм
2. Недостаточно рабочей жидкости в гидробаках См. неисправность «Муфта сцепления пробуксовывает»
3. Не работает насос То же