5.3. ЗАПОЛНЕНИЕ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
Во время эксплуатации бульдозера при температуре
окружающего воздуха не ниже минус 35
°С систему
охлаждения следует заправлять низкозамерзающей охлаждающей жидкостью Тосол А-40
или охлаждающей жидкостью марки ОЖ-40. При более низких температурах (но не
ниже минус 60 °С) применяют Тосол А-65 или ОЖ-65. Смешивание охлаждающей
жидкости разных марок не допускается.
Зарубежные
аналоги отечественных охлаждающих жидкостей приведены в таблице 5.2.
Зарубежные аналоги основных охлаждающих жидкостей
Таблица 5.2
Марки охлаждающих |
Зарубежные аналоги |
|
||
наименование, марка |
температура начала кристаллизации*, °С |
фирма-производитель (страна) |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
ОЖ-К,
ОЖ-40, ОЖ-65 Тосол А-40, Тосол А-65 |
BP Antifreeze (концентрат) |
– 35 |
BP (Англия) |
|
BP Anti-frost (концентрат) |
– 38 |
|
||
Frostshutz 600 (концентрат) |
– 42 |
Mobil (США) |
||
Castrol Antifreeze NF (концентрат) |
– |
Castrol (Англия) |
|
|
Agip Antifreeze (концентрат) |
– 38 |
Agip (Италия) |
|
|
Agip Antifreeze
Extra (концентрат) |
– 38 |
|
||
Antifreeze ETX 6024 Radiator Fluid |
– |
Texaco (CША) |
|
|
Havoline Extended
Life Antifreeze/Coolant |
– 40 |
|
|
|
Anti Freeze BS-6580 |
– |
Valvoline (США) |
|
|
Super-A |
– 55 (70%) |
SK Corporation |
|
|
Super-A Premix |
– 50 (63%) |
|
||
Motul Inugel 50 |
– 35 |
Motul (Франция) |
|
|
Neste Jaahdytin Neste (концентрат) |
Neste (Финляндия) |
|
||
Fricofin (концентрат) |
– 40 |
Fuchs (Германия) |
||
Охлаждающая
жидкость |
– 40 |
Kamoil
|
|
|
– 40 |
|
|||
– 53 |
German Oil |
|||
При работе с низкозамерзающими
жидкостями (НЗЖ):
– использовать только чистые
сосуды. Попадание в охлаждающую жидкость нефтепродуктов приводит к вспениванию
и ухудшению охлаждающих свойств жидкости;
– не хранить НЗЖ в оцинкованном
сосуде, так как она взаимодействует с цинком;
– не использовать в качестве
охлаждающей жидкости нефтепродукты, это приводит к ухудшению работы дизеля и
преждевременному выходу из строя из-за перегрева деталей и разрушения резиновых
деталей;
– следить во время эксплуатации за
количеством НЗЖ в системе. Если убыль связана с подтеканием,
то доливать в систему следует НЗЖ, если же убыль вызвана испарением, то доливать
надо чистую воду.
Применение
воды в системе охлаждения допускается в исключительных случаях. Вода,
применяемая в качестве охлаждающей жидкости, должна быть чистой и «мягкой».
«Жесткая» вода содержит много минеральных солей, которые, откладываясь на
внутренних поверхностях системы, уменьшают теплоотдачу, нарушая тем самым
тепловой режим работы дизеля. Для «смягчения» воды ее необходимо прокипятить,
добавить кальцинированной соды (от 7 до 8 г на 10 л воды), дать отстояться и
профильтровать.
Воду
заливать в систему до уровня нижней кромки успокоительного стакана горловины радиатора.
Низкозамерзающую охлаждающую жидкость, из-за значительного теплового расширения,
заливать в несколько меньшем объеме: минимально допустимый уровень низкозамерзающей
жидкости должен быть на 5 мм, максимальный на 15 мм выше торцов трубок
сердцевины радиатора.
При
перегреве дизеля не следует заливать в радиатор холодную охлаждающую жидкость,
так как это может привести к образованию трещин в рубашках блока и головках цилиндров.