| Неисправность, внешнее проявление и причина | Способ устранения | Инструмент и принадлежности | |
|---|---|---|---|
| Дизель не пускается | |||
| 1. | Не воспламеняется топливо | ||
| (белый выхлоп): | |||
| – | дизель не прогрет | Прогреть дизель перед пуском (порядок прогрева см. п. 6.1.1) | |
| – | вода в топливе | Слить отстой из фильтров грубой очистки топлива и топливного бака. Заправить бак чистым топливом | Ключи гаечные 17×19, 32×36, емкость |
| – | недостаточная компрессия из-за пропуска газов в клапанах или через поршневые кольца | Проверить герметичность клапанов, при необходимости клапаны притереть. Поршневые кольца заменить | |
| 2. | Неисправность топливной системы: | ||
| – | неисправны форсунки | Снять форсунки и проверить их исправность согласно п. 8.3.1. | Ключи гаечные 12×14, 22×24, отвертка, прибор для регулирования форсунок или эталонная форсунка |
| Неисправную форсунку или распылитель заменить | |||
| – | не работает секция насоса высокого давления (при прокручивании коленчатого вала дизеля из секции не наблюдается пульсирующего выброса топлива, а топливо вытекает непрерывной струей или не вытекает совсем) | Снять неисправную секцию и устранить неисправность или заменить секцию годной | Ключи гаечные 8×10, 12×14, 17×19 |
| – | воздух в канале топливного насоса и полости фильтра тонкой очистки топлива (из продувочных вентилей секций топливного насоса выходит топливная эмульсия) | См. п. 5.2.1 | Ключ 6 к продувочному вентилю, емкость |
| – | засорен фильтр тонкой очистки топлива (топливо выходит из отверстий продувочных вентилей топливного насоса в малых количествах) | Заменить фильтрующие элементы, см. подраздел 7.7 | |
| – | неисправен топливоподкачивающий насос (топливо поступает к подкачивающему насосу, но не доходит до фильтра тонкой очистки или доходит в малых количествах) | Снять насос, разобрать и промыть детали в дизельном топливе. Осмотреть и, при необходимости, заменить пружины поршня и клапанов. Если дефект не устранен – заменить подкачивающий насос | Ключи гаечные 12×14, 17×х19, 32×36 |
| – | вода в фильтре грубой очистки топлива | Слить отстой из фильтра | Ключ гаечный 17×19, емкость |
| – | засорен трубопровод подвода топлива от бака к фильтру грубой очистки (топливо не поступает в фильтр) | Промыть или прочистить трубопровод | Ключи гаечные 17×19, 22х24 |
| 3. | Стартер (на бульдозере с ЭССП) медленно вращает коленчатый вал дизеля или не работает | См. неисправности п. 8.2.8 «Электрооборудование» | |
| Дизель дымит | |||
| 1. | Черный выхлоп – неполное сгорание топлива, может сопровождаться подтеканием продуктов неполного сгорания топлива в соединении корпуса турбины (проставки) с глушителем или их выбросом в выхлопную трубу: | ||
| – | дизель не прогрет (температура ОЖ ниже 65 °С) | Прогреть дизель до температуры охлаждающей жидкости от 65 до 85 °С | |
| – | дизель перегружен | Уменьшить нагрузку | |
| – | низкое давление наддувочного воздуха – менее 0,01 МПа | Проверить герметичность соединений и исправность деталей и узлов воздушной трассы от турбокомпрессора до впускных окон головок. Устранить обнаруженные неисправности. | Ключ гаечный 12×14, ключ с присоединительным квадратом, удлинитель 125 мм, головка сменная 14 |
| (0,1 кгс/см²) | Проверить исправность прокладки между выхлопным коллектором и корпусом турбины и при необходимости заменить. | Зубило, ломик специальный, молоток, ключи гаечные 12×14, 17×19, 22×24, отвертка, емкость, деревянный скребок | |
| Длительной работой при полной нагрузке выжечь смолистые отложения в выпускной трассе. | |||
| Проверить засоренность ЭФ и ФП воздухоочистителя. При предельном засорении – очистить или заменить ЭФ, ФП. | |||
| Проверить легкость вращения ротора турбокомпрессора. При тугом или затрудненном вращении ротора снять турбокомпрессор и заменить | |||
| – | длительная работа дизеля без нагрузки при температуре охлаждающей жидкости ниже 65 °С | Длительной работой при полной нагрузке выжечь смолистые отложения в выпускной трассе. | |
| Проверить легкость вращения ротора турбокомпрессора. | |||
| При тугом или затрудненном вращении ротора снять турбокомпрессор и заменить. | |||
| Обеспечить температуру охлаждающей жидкости при работе дизеля от 65 до 85 °С | |||
| – | неисправен топливный насос высокого давления или одна из форсунок | Последовательно отсоединяя при работающем дизеле трубки высокого давления от штуцеров секций насоса, определить по изменению цвета дыма и работы дизеля цилиндр с неисправной форсункой или секцией насоса. | Ключ гаечный 17×19 |
| Порядок определения и способ устранения неисправности секции насоса см. «Неисправность топливной системы». Если секция исправна – проверить исправность форсунки согласно | |||
| п. 8.3.1 | |||
| – | неправильно отрегулирован насос | Снять насос и проверить его регулировку на стенде | Ключи гаечные 12×14, 17×19 |
| 2. | Сизый выхлоп – большой расход масла из-за излишнего попадания масла в камеру сгорания, может сопровождаться подтеканием масла в соединении корпуса турбины (проставки) с глушителем или выбросом масла в выхлопную трубу: | ||
| – | избыток масла в картере дизеля | Проверить уровень масла, при необходимости слить лишнее до требуемого уровня. Уровень масла должен находиться между метками на масломерной линейке ближе к метке «max» | Ключ с присоединительным квадратом, головка сменная 32 |
| – | унос масла через уплотнение компрессора из-за повышенного сопротивления на входе в компрессор | Проверить и заменить ЭФ и ФП воздухоочистителя дизеля | |
| (см. подраздел 7.7). | |||
| Проверить исправность датчика и фонаря сигнализатора засоренности воздухоочистителя | |||
| – | унос масла через уплотнение компрессора из-за повышенного износа подшипников турбокомпрессора со следами подтекания или скоплением масла во впускном коллекторе (замасливание стенок не является браковочным признаком) | Заменить турбокомпрессор | |
| – | повреждены или изношены поршневые кольца, гильзы цилиндров имеют сильный износ или задиры (дым из сапуна). | Разобрать дизель, проверить исправность поршней, поршневых колец, гильз цилиндров. | |
| Неправильная установка поршневых колец | Заменить неисправные детали | ||
| – | подтекание продуктов неполного сгорания топлива и масла в местах соединения турбокомпрессора с глушителем и проставки с корпусом турбины (при работе непрогретого или нового дизеля в первые 20 часов работы не является неисправностью) | Отодвинуть глушитель от ТКР и установить уплотнительное кольцо прорезью вверх. При повторении подтекания проверить работу форсунок, цилиндропоршневой группы | |
| Дизель работает с перебоями и не развивает мощности | |||
| 1. | В топливную систему попадает воздух | См. «Неисправность топливной системы» | |
| 2. | Засорен фильтр тонкой очистки топлива или неисправен подкачивающий насос | То же | |
| 3. | Повышенное сопротивление на всасывании, сигнализатор показывает засоренность воздухоочистителя | Заменить или промыть фильтр-патроны воздухоочистителя см. подраздел 7.7 | Ключ гаечный 17×19 |
| 4. | Неисправность одной или нескольких форсунок: | Определить неисправную форсунку | |
| – | закоксовались распыливающие отверстия или зависла игла распылителя (резкий стук) | Промыть и прочистить или заменить распылитель | Игла или струна Ø 0,28 мм |
| – | пониженное давление начала впрыска топлива | Проверить форсунку на качество распыла и давление начала впрыска согласно п. 8.3.1. | Ключи гаечные 12×14, 22×24, отвертка, прибор для регулирования форсунок или эталонная форсунка |
| 5. | Нарушена регулировка топливного насоса. Изношены плунжерные пары | Снять насос и проверить его регулировку на стенде. Если после регулирования угол опережения подачи топлива меньше указанного в технических данных, насос заменить | Ключи гаечные 12×14, 17×19 |
| 6. | Повышенное сопротивление на выпуске | См. неисправность «Черный выхлоп – неполное сгорание» | |
| 7. | Низкое давление наддувочного воздуха | То же | |
| 8. | Неправильно отрегулированы зазоры в механизме газораспределения | Отрегулировать зазоры, | Ключи гаечные 12×14, 17×19, 22×24, 27×30, ключ торцовый 32×46, ключ с присоединительным квадратом, удлинители 125 мм и 250 мм, головки сменные 14, 17, 24, ломик специальный, отвертка, щуп, индикатор |
| см. п. 8.3.1 | |||
| 9. | Изношены детали цилиндропоршневой группы | Заменить изношенные детали | |
| Дизель стучит | |||
| 1. | Неправильно отрегулирован топливный насос – увеличенный угол опережения подачи топлива (глухие стуки в верхней части блока) | Проверить угол опережения подачи топлива. При необходимости снять насос и отрегулировать его на стенде | Ключи гаечные 12×14, 17×19 |
| 2. | Увеличенные зазоры в механизме газораспределения (легкий металлический стук при малой частоте вращения) | Отрегулировать зазоры | Ключи гаечные 12×14, 17×19, 22×24, 27×30 ключ торцовый 32×46, ключ с присоединительным квадратом, удлинители 125 мм и 250 мм, ключ трещоточный, головки сменные 14, 17, 24, ломик специальный, отвертка, щуп, индикатор |
| см. п. 8.3.1 | |||
| 3. | Увеличенный зазор в соединении поршень–поршневой палец (слабые легкие удары) | Заменить изношенные детали | |
| новыми | |||
| 4. | Увеличенный зазор в соединении поршень–гильза (четкий глухой стук по всей длине блока; при выключении подачи топлива стук исчезает или становится слабее) | Заменить изношенные детали | |
| новыми | |||
| 5. | Увеличенный зазор между шейками коленчатого вала и коренными подшипниками (глухие удары по всей длине блока; при выключении подачи топлива стук исчезает) | Заменить изношенные вкладыши | |
| 6. | Увеличенный зазор между шейками коленчатого вала и шатунными подшипниками (стук сходен со стуком коренных подшипников) | Заменить изношенные вкладыши | |
| Дизель перегревается | |||
| 1. | Дизель перегружен | Снизить нагрузку | |
| 2. | Радиатор закрыт шторкой (для комплектаций радиаторов со шторкой на бульдозерах с механической трансмиссией) | Открыть шторку | |
| 3. | Недостаточный уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения | Убедиться в отсутствии утечек в системе охлаждения, устранить имеющиеся, довести уровень охлаждающей жидкости до требуемого. Максимальный уровень воды должен быть до нижней кромки успокоительного стакана. Для НЗЖ – от 10 до 15 мм выше торцев трубок сердцевины радиатора. Минимальный уровень должен быть на 5 мм выше торцев трубок сердцевины | Воронка, емкость, обтирочный материал |
| 4. | Слабое натяжение или обрыв ремней вентилятора | Отрегулировать натяжение ремней, при необходимости заменить, см. п. 8.3.1 | Ключи гаечные 27×30, 32×36 |
| 5. | Неисправен датчик или указатель температуры | Заменить датчик или указатель | Ключи гаечные 12×14, 22×24, отвертка |
| 6. | Клапаны термостатов открыты | Заменить термостаты | Ключи гаечные 17×19, 22×24 |
| не полностью | |||
| 7. | Вышел из строя насос системы охлаждения | Снять насос и устранить неисправность | Ключи гаечные 12×13, 12×14, 17×19, 27×30 |
| 8. | Загрязнена сердцевина радиатора системы охлаждения и масляного радиатора | Очистить сердцевину радиаторов струей воды при работающем дизеле | Насосная установка или механизированный агрегат технического обслуживания |
| 9. | Большое отложение накипи в системе охлаждения | Промыть систему охлаждения, см. подраздел 7.7 | Ключ с присоединительным квадратом, удлинитель 250 мм, головка сменная 14, воронка, емкость, обтирочный материал |
| Указатель давления масла системы смазки дизеля показывает низкое давление | |||
| 1. | Неисправен указатель, датчик | Заменить указатель, датчик | Ключи гаечные 12×14, 22×24, отвертка |
| 2. | Засорены фильтрующие элементы | Заменить фильтрующие элементы, см. подраздел 7.7 | Ключ гаечный 32×36 |
| 3. | Загрязнена сетка центрального маслоприемника насоса | Промыть маслоприемник согласно подраздел 7.7 | |
| 4. | Неисправность предохранительного клапана насоса или сливного клапана масляного фильтра | Снять клапаны. Проверить чистоту седел клапанов и клапанов. При необходимости устранить забоины, притереть и отрегулировать клапаны за счет прокладок под крышкой на масляном насосе и затяжки сливного клапана на масляном фильтре. Изменение величины сжатия пружины клапана на 1 мм изменяет давление в системе смазки примерно на 0,065 МПа (0,65 кгс/см²) | Ключи гаечные 8×10, 17×19 |
| 5. | Подтекание масла через трубки подвода масла к механизму газораспределения | Проверить, сняв колпаки головок цилиндров, исправность маслопровода и крепление трубок подвода масла к валикам коромысел. Устранить обнаруженные неисправности | Ключи гаечные 12×14, 27×30 |
| 6. | Нарушена герметичность прокладки между блоком и масляным насосом | Снять насос, проверить и при необходимости заменить неисправную прокладку | |
| 7. | Недостаточная производительность масляного насоса | Установить насос на стенд и проверить его, предварительно отрегулировав предохранительный клапан на давление от 0,9 до 1,0 МПа (от 9 до 10 кгс/см²) при закрытом напорном канале и частоте вращения ведущего валика насоса (2400 ± 50) об/мин. Производительность нагнетательных секций при давлении на выходе от 0,6 до 0,7 МПа (от 6 до 7 кгс/см²) и частоте вращения (2400 ± 50) об/мин не менее | |
| 110 л/мин. Испытание насоса проводить на моторном масле, нагретом до (80 ± 5) °С | |||
| 8. | Изношены шатунные и коренные подшипники | Заменить подшипники | |
| Двигатель идет «вразнос» | |||
| Заедает рейку топливного насоса или неисправен регулятор | Заглушить дизель. Для чего: установить рычаг подачи топлива в положение выключенной подачи, включить механизм декомпрессора, обеспечить максимальную загрузку дизеля. Снять топливный насос и отправить его в ремонт | ||
| Большой расход масла на угар | |||
| 1. | «Залегли» поршневые кольца | Очистить канавки в поршнях, при необходимости заменить кольца | |
| 2. | Износ деталей цилиндро-поршневой группы | Заменить изношенные детали |