Руководство по эксплуатации Бульдозера Б10: Механическая трансмиссия

9.2.2. Механическая трансмиссия

Механическая многоступенчатая трансмиссия бульдозера состоит из муфты сцепления, коробки передач с механизмами переключения, главной передачи, бортовых фрикционов, тормозов, бортовых редукторов, системы смазки и системы управления трансмиссией.

Муфта сцепления (рис. 9.28) сухого трения, постоянно замкнутая с гидросервированным приводом включения с двумя ведущими и двумя ведомыми дисками, смонтирована на дизеле.
Ведомые диски вращаются вместе с барабаном на подшипниках закрытого типа, посаженных на цапфе, прикрепленной к коленчатому валу дизеля. Ведущий и нажимной диски вращаются вместе с маховиком.

Рис. 9.28. Муфта сцепления:

1 – пружины нажимные; 2 – фланец; 3 – диск нажимной; 4 – диск ведущий; 5 – диск ведомый; 6 – муфта карданного вала; 7 – зубчатый барабан; 8 – маховик дизеля; 9 – цапфа; 10 – гайка; 11 – болт; 12 – рычаг; 13 – муфта выключения; 14 – тормозок; 15 – фланец верхнего вала КП; 16 – муфта соединительная; 17 – карданный вал; 18 – крышка тормозка; 19 – рычаг выключения (отжимной); 20 – ползун

На верхний вал коробки передач вращение передается через карданный вал и зубчатые муфты. При выключении муфты сцепления муфта выключения, перемещаясь назад, тянет за собой три рычага, которые через пальцы, воздействующие на нажимной диск, сжимают пакет пружин, обеспечивая зазоры между ведущими и ведомыми дисками. В конце хода педали тормозок 14, соприкасаясь фрикционной накладкой с корпусом подшипника выключения, останавливает верхний вал коробки передач, обеспечивая безударное переключение передач.

Снаружи муфта защищена кожухом. Выключение ее облегчает сервомеханизм, включенный в гидравлическую систему управления бульдозером (рис. 9.29). Муфта сцепления болотоходных бульдозеров имеет удлиненный вал.

Муфта сцепления снимается с бульдозера без демонтажа дизеля и верхней половины кожуха муфты сцепления. Для этого необходимо вывернуть штуцер сливной трубы 5 (рис. 9.29) из корпуса сервомеханизма, отсоединить трубу. Вновь завернуть штуцер в корпус сервомеханизма, это предохранит поршень сервомеханизма от опускания в нерабочее положение и заклинивания. Снять нижнюю половину кожуха муфты сцепления. Отсоединить рычаг выключения 19 (рис. 9.28) муфты сцепления от тяги к сервомеханизму, болты крепления муфты к верхнему валу КП и крышки тормозка 14 к муфте. Вместе с муфтой переместить карданный вал 17 до упора в сторону муфты выключения 13. Снять муфту 16, стянуть фланец 2 и нажимной диск 3 через отверстия во фланце тремя болтами М12×35. Отсоединить болты крепления фланца к маховику, придерживая муфту снизу или через люк верхней половины кожуха. Перемещая муфту сцепления к коробке передач, вынуть ее вниз. Монтаж муфты производить в обратнойпоследовательности.

Рис. 9.29. Гидравлическая система управления бульдозером
с механической трансмиссией:

1 – труба подвода рабочей жидкости от крана гидробака к насосу системы управления; 2 – труба слива рабочей жидкости в гидробак; 3 – труба слива рабочей жидкости из сервомеханизма бортовых фрикционов; 4 – труба подвода рабочей жидкости к сервомеханизму бортовых фрикционов; 5 – труба слива рабочей жидкости из сервомеханизма муфты сцепления; 6 – труба подвода рабочей жидкости к сервомеханизму муфты сцепления

Коробка передач (рис. 9.30, 9.31) имеет 8 передач переднего и 4 заднего хода, смонтирована в отдельном корпусе и крепится к передней стенке корпуса бортовых фрикционов. Коробка передач четырехвальная с шестернями постоянного зацепления. Каждый вал двухопорный на трех подшипниках качения, из которых передний – шариковый, а остальные – роликовые.

На промежуточных валах шестерни установлены на шлицы. На верхнем и нижнем валах шестерни свободно вращаются на втулках.

Для установки привода вала отбора мощности, верхний и второй промежуточный валы выполнены со шлицевыми хвостовиками для подсоединения привода ВОМ и ходоуменьшителя. Максимальная мощность отбора с вала КП с учетом потерь на привод насосов (без нагрузки) гидросистемы управления навесным оборудованием и трансмиссией см. таблицу 10.1.

Таблица 10.1

Мощность дизеля, л.с.

Максимальная мощность отбора с вала КП при номинальной частоте
вращения коленчатого вала дизеля, кВт (л.с.), не менее

180

125+3,7 (170+5)

170

117,6+3,7 (160+5)

140

95,6+3 (130+4)

Рис. 9.30. Коробка передач:

1 – вал нижний; 2 – корпус; 3 – шестерни II передачи; 4 – шестерни I передачи; 5 – шестерни III передачи; 6 – шестерня переднего хода; 7 – муфта; 8 – шестерни IV передачи; 9, 21 – шестерня заднего хода; 10 – крышка; 11 – прокладка; 12, 28 – гайка; 13 – корпус подшипника; 14 – вал промежуточный второй; 15 – шайба стопорная; 16 – вал промежуточный первый; 17 – маслоотражатель; 18 – фланец; 19 – вал верхний; 20, 31 – кольцо; 22 – шестерни нормального диапазона; 23 – шестерни ускоренного диапазона; 24 – хомут; 25 – шестерня привод масляного насоса; 26 – заглушка; 27 – стопор; 29 – втулка; 30 – крышка; С – размер установки вилок переключения передач (21,5 ± 0,8) мм; D – размер установки вилок переключения передач (27,5 ± 0,8) мм

Передачи переключаются двумя рычагами механизмов переключения: рычагом 6

(рис. 9.31) переключения передач и рычагом 15 переключения заднего хода и диапазонов переднего хода, с помощью которых перемещаются вилками зубчатые муфты на верхнем и нижнем валах.
На рычаге переключения заднего хода и диапазонов переднего хода установлен выключатель ВК418 блокировки пуска и выключатель ВК412 звукового прерывистого сигнала заднего хода.

При включенной передаче «задний ход» контакты выключателя ВК412 – разомкнуты, звучит прерывистый сигнал.

В механизме переключения передач на болотоходных бульдозерах рычаги сдвинуты вперед, соответственно изменены проставка, рычаг и валик.

Передняя стенка коробки передач съемная.

В коробке передач бульдозеров Т10МБ.2120-11 первая передача заблокирована. Блокировка осуществлена с помощью втулки-упора, исключающей возможность перемещения валика с вилкой в сторону включения I передачи.

Рис. 9.31. Коробка передач:

1, 2 – пробка; 3 – пластина замковая; 4 – выключатель ВК 418; 5 – выключатель ВК412; 6, 15 – рычаг; 7 – рычаг переключения передач; 8, 13 – проставка; 9, 14 – валик; 10, 17 – механизм переключения; 11 – крышка; 12 – корпус; 16 – рычаг переключения заднего хода и диапазонов переднего хода; 18 – крышка; 19 – рычаг; 20 – корпус валика фиксаторов; 21 – валик фиксаторов; 22 – валик механизмов переключения передач; 23 – фиксатор; Н – зазор (0,3–0,5) мм; К – размер (29 ± 1) мм; L – зазор (0,3–1,5) мм; М=(51–Р) ±1 мм

Система смазки (рис. 7.6)

Трущиеся поверхности деталей верхнего и нижнего валов коробки передач и подшипники вала конической шестерни смазываются под давлением.

Масло в коробку передач и отделение конических шестерен заливать через горловину, находящуюся на верхней плоскости корпуса бортовых фрикционов (около сервомеханизма).
Масляный насос установлен на корпусе коробки передач справа. Масляный фильтр прикреплен к левому корпусу механизма переключения передач. Масляный радиатор системы смазки трансмиссии установлен впереди масляного радиатора дизеля.

* ВНИМАНИЕ! Тракторы поставляются с отключенным радиатором системы смазки трансмиссии.

Подключение радиатора проводить перестановкой полого болта 4 и упора 3 в корпусе фильтра системы смазки трансмиссии.

Главная передача, бортовые фрикционы, тормоза и бортовые редукторы такие же, как у бульдозеров с гидромеханической трансмиссией (см. подраздел 9.2.1).